История создания «Тетриса» — самой известной российской игры

История создания «Тетриса» — самой известной российской игры
  • 03.04.23
  • 0
  • 7995
  • фон:

Тетрис — одна из самых известных компьютерных игр в мире. Она была разработана 6 июня 1984 года советским программистом Алексеем Пажитновым и спустя несколько месяцев обрела огромную популярность сначала в Москве, а потом и во всем мире. Суть игры предельно проста — нужно складывать падающие сверху экрана фигуры так, чтобы заполнить горизонтальные линии снизу. Когда линия заполняется, она исчезает и игрок получает очки. Целью игры является набор как можно большего количества очков не допуская переполнения экрана. С этой игрой связано очень много судебных дел, связанных с получением авторских прав и выпуском на компьютеры и игровые приставки. За свой труд Алексей Пажитнов на протяжении целого десятилетия не мог получить деньги. Недавно эта история легла в основу биографического фильма, поэтому думаем, что о ней стоит поговорить подробнее.

Кто создал игру Тетрис

Разработчиком игры Тетрис, в котором нужно быстро и правильно складывать фигуры, является советский программист Алексей Пажитнов. В 1984 году он работал в Вычислительном центре Академии наук СССР и занимался созданием функции распознавания речи, а также разрабатывал программы для проверки вычислительных способностей новых компьютеров. В свободное время он занимался придумыванием головоломок на компьютере «Электроника-60».

Советский программист Алексей Пажитнов

 

Компьютер «Электроника-60»

Первая версия игры Тетрис

Однажды он решил создать компьютерную версию настольной игры «Пентамино», в которой необходимо сложить вместе несколько фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов. Задача далась ему довольно легко, но для переноса игры на компьютер ему пришлось слегка ее изменить. Например, программист сделал так, чтобы фигуры состояли только из четырех квадратов — он назвал их «тетрамино». В игре детали падали в случайном порядке, что осложняло процесс.

Советская головоломка «Пентамино»

 

Тетрис 1984 года

Из-за того, что игра создавалась на компьютере «Электроника-60», фигуры состояли из символов — пробелов, которые были заключены в скобки. Ни о каких цветных деталях и музыкальном сопровождении не могло идти и речи.

Классический Тетрис

Разработанной во время отдыха игрой заинтересовались коллеги Пажитника — она затягивала их на долгие вечера. Однажды в Вычислительный центр Академии наук был приглашен 16-летний программист Вадим Герасимов, который отлично знал языки программирования Basic и Pascal, а также удивлял своим умением обходить защиту компьютеров. Благодаря поддержке молодого программиста и программиста Дмитрия Павловского, разработчик Тетриса смог перенести игру на более современный компьютер IBM и улучшить ее: фигуры стали разноцветными, появилось табло со счетом и в целом проект стал выглядеть красивее и понятнее.

Алексей Пажитнов и Вадим Герасимов

 

Вадим Герасимов помог улучшить уже созданный Тетрис

 

Цветной Тетрис, разработанный совместно с Вадимом Герасимовым

Кому принадлежали права на Тетрис в 1980-е годы

Сначала игра Тетрис распространялась бесплатно — ее записывали на дискеты и передавали своим знакомым. На тот момент развлечение было очень нишевым, так что с игрой в основном были знакомы только программисты.

После этого Алексей Пажитнов и его коллеги решили разработать несколько игр для компьютера и выпустить сборник. Знаний и желания у них хватало, но была одна очень серьезная проблема — в СССР было запрещено заниматься предпринимательством, поэтому заработать на своем деле программисты не могли. Единственным способом дать Тетрису возможность стать еще более известной игрой, была передача авторских прав компании «Электроноргтехника», которая имела возможность экспортировать советское программное обеспечение. Так Пажитнов и сделал.

Советская компания «Электроноргтехника» занималась импортом и экспортом товаров народного потребления и была также известна как «Elorg»

В то же время игра Тетрис оказалась в Венгрии, в руках программистов из Института компьютерных исследований в Будапеште. В момент, когда в институт был отправлен экземпляр игры, там находился Роберт Стейн — глава компании Andromeda Software, которая покупала венгерские программы и продавала их в других странах. Среди игр он нашел Тетрис, адаптированный венгерскими разработчиками под компьютеры Commodore и Apple. Он сразу же понял, что это потенциальный хит мирового масштаба.

Роберт Стейн, глава компании Andromeda Software

 

Домашний компьютер Commodore 64

Он захотел купить лицензию на Тетрис и как можно быстрее запустить продажи в США и других странах. Однако, для этого нужно было договориться с СССР, а это могло занять много времени. Он был полностью уверен, что ему удастся найти общий язык с создателями игры, поэтому купил лицензию на венгерскую версию Тетриса и начал продавать игру американским издателям, не дожидаясь сделки. У него не было лицензии на оригинальную версию игры, что было явным нарушением закона.

Как Тетрис обрел популярность в мире

Чтобы получить лицензию на оригинал, Роберт Стейн регулярно отправлял письма в Москву для заключения договора. Однако, Алексей Пажитнов не мог их своевременно получить и не умел разговаривать на английском. Он воспользовался услугами переводчика и отправил ответ только спустя пару недель, а к этому моменту глава Andromeda Software уже продал лицензию разработчику игр Spectrum Holobyte за 3000 фунтов стерлингов и компенсацию от 7,5 до 15% суммы продаж.

Обложка игры Тетрис по версии Spectrum Holobyte

В конечном итоге, встреча Роберта Стейна с советской стороной состоялась. Продажа лицензии на Тетрис велась со стороны представителей подразделения Академии наук, которая занималась лицензиями. Роберт Стейн предложил им 10 тысяч долларов и 75% от общей суммы продаж игры, однако советская сторона не имела опыта в таких сделках и попросила больше денег. В итоге сделка не произошла и Роберт Стейн улетел ни с чем. В то время Тетрис уже был широко известен в США, потому что компания Spectrum Holobyte активно его продавала даже не имея понятия об отсутствии лицензии на оригинальную версию игры.

Тетрис 1987 года

Правда раскрылась, когда Алексей Пажитнов рассказал о неудачной сделке людям из «Электроноргтехника», которой принадлежали права на Тетрис. Те были возмущены, что продажу на себя взяло подразделение Академии наук, и организовали встречу с Робертом Стейном сами. Бизнесмен угрожал им скандалом, но в итоге стороны нашли компромисс — ему дали права на Тетрис для компьютеров.

Тетрис на картриджах для игровых приставок

Зарубежные издатели, которые занимались продажей Тетриса, начали интересоваться выпуском игры на домашние игровые приставки. У Роберта Стейна снова возникла проблема — у него не было прав на портирование игры на картриджи. Поэтому он снова начал переговоры с компанией «Электроноргтехника», однако она не хотела идти на сделку, потому что предприниматель все еще не перечислил им деньги за предыдущую лицензию на Тетрис для компьютеров.

В это время издатель игр Spectrum Holobyte продала японской компании Atari Games права на продажу игры в Японии — по закону, она могла продавать только версию для компьютеров. Однако, она также выпустила много картриджей для игровой приставки Nintendo Famicom.

Пиратские картриджи Тетриса 1980-х годов являются ценными элементами частных коллекций игр

В этот же момент компания Nintendo готовилась выпустить в продажу портативную игровую приставку Game Boy. Головоломка Тетрис отлично продавалась, поэтому производитель решил попросить главу Blue Planet Software Хенка Роджерса купить права на производство картриджей самому — мол, потом Nintendo купит их у него. Хенк Роджерс быстро заключил сделку, но потом выяснилось, что в Японии уже были проданы тысячи картриджей с Тетрисом для игровой приставки Nintendo Famicom. И все они считались пиратскими из-за отсутствия лицензии выпуска Тетриса на картриджах.

Игровая приставка Nintendo Famicom

После этого началось сложное судебное разбирательство, в результате которого компании Atari Games пришлось остановить производство картриджей с Тетрисом и уничтожить пиратские экземпляры. Предприниматель Роберт Стейн остался со своими правами для компьютеров, но его их постепенно лишили из-за неуплаты компенсации. Компании «Электроноргтехника» и Nintendo остались с лицензиями на портативные системы.

Сколько заработал создатель Тетриса

На протяжении десятка лет Хенк Роджерс и компания Nintendo получали миллионы долларов прибыли. Но программисту Алексей Пажитнов ничего не доставалось — компания «Электроноргтехника» решила, что раз он занимался разработкой в рабочее время, значит, доход принадлежит государству. А ведь речь шла о миллионах долларах США.

Ситуация изменилась только после распада СССР в 1991 году. «Электроноргтехника» стала частной компанией и в 1996 лишилась прав на Тетрис. После этого Алексей Пажитнов начал получать проценты с продаж. Вместе с Хенком Роджерсом он основал компанию Tetris Company и в 2005 году полностью вернули себе все права на игру.

Алексей Пажитнов и Хенко Роджерс сегодня

Сколько именно Алексей Пажитнов заработал на Тетрисе, неизвестно. Скорее всего меньше, чем все остальные.

Удивительно, что у такой простой по своей сути игры как Тетрис, настолько запутанная история. В конце марта 2023 года на основе этих событий вышел фильм «Тетрис», в ходе которого Тэрон Эджертон в роли Хэнка Роджерса пытается получить права на головоломку.

Источник