Европейское барокко. Александр Хмарный

Европейское барокко. Александр Хмарный | Филармония. Органный концертный зал | 19.09.24 | Пермь

Расписание

Начало: 19 сентября 19:00
Возврат билетов

Информация

Филармония. Органный концертный зал

ул. Ленина, 51б

+7 (342) 231-50-57
+7 (342) 231-51-00

Вход 6 +

Описание

                        Концертную программу «Европейское барокко» представит солист Донецкой государственной академической филармонии, органист Александр Хмарный.

Программа посвящена одной из уникальных эпох в истории европейской музыкальной культуры. Прозвучат сочинения крупнейших представителей органных композиторских школ эпохи барокко.

Эпоха барокко в музыке длилась приблизительно 150 лет: 1600–1750. Эти даты не случайны — первая из них — рождение первой оперы, вторая печальная — год смерти великого Баха, последнего гения эпохи барокко.

Почему же так назвали эту удивительную эпоху? «Жемчужина неправильной формы» — переводится слово «барокко» с португальского языка, а в итальянском языке «барокко» означает нечто странное, причудливое, запутанное. Долгое время считали странной и чрезмерно усложнённой музыку Баха, Генделя, Вивальди и других композиторов, творивших в стиле барокко.

Потрясения, постигшие Европу на закате эпохи Возрождения (войны, эпидемии и пр.), выдвинули на первый план представления о несовершенстве человека, его бессилии перед Богом и стихиями. Именно это мироощущение породило стиль барокко. Главной темой в искусстве становится человек; но не тот, который вершина творения божьего и живёт в гармонии с природой, а человек, осознающий, насколько трагично и противоречиво его существование.

Поэтому все главные шедевры эпохи барокко связаны с темой страдающего, переживающего человека, личности. Мир становится очень динамичным. В искусство, в том числе и в музыку, приходит идея движения. Появляется динамизм, полётность, чего не было в Ренессансе, когда музыка была более спокойная, даже статичная. И ещё одно очень важное качество барочного искусства — это орнаментальность. Огромное количество украшений было призвано нарушить строгость и симметрию, свойственную Ренессансу. Бурная фантазия, яркие изобразительные эффекты, бурлящая страсть, эмоциональная насыщенность сделали музыку барокко запоминающейся и привлекательной.

Эта эпоха подарила миру нетленные музыкальные шедевры и великие имена её создателей.

В программе концерта прозвучит органная музыка Иоганна Себастьяна Баха (1685–1750) и его знаменитых предшественников и современников, творивших в эпоху барокко.

Ян Питер Свелинк (1562–1621) — основатель северогерманской органной школы, сформировавшей множество талантливых учеников. Среди них такие выдающиеся композиторы, как Дитрих Букстехуде (1637–1707) и Иоганн Адам Райнкен (1643–1722), оказавшие огромное влияние на творчество Иоганна Себастьяна Баха. Николаус Брунс (1665–1697) — ученик Дитриха Букстехуде, один из самых замечательных музыкантов своего времени, о мастерстве которого очень высоко отзывался Бах. Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) — самый любимый и талантливый ученик И. С. Баха, ставший после него одним из величайших органистов. Иоганн Готфрид Мютель (1728–1788) — ещё один ученик Баха, успевший взять уроки у великого мастера в последние три месяца его жизни. Мютель более 20-ти лет жил в Российской империи, работая органистом в знаменитом Домском соборе Риги, где написал и исполнил целый ряд виртуозных фантазий.

Джироламо Фрескобальди (1583–1643) — основоположник итальянской органной школы, один из наиболее известных и значительных представителей раннего барокко.

Французская органная школа будет представлена двумя знаменитыми композиторами. Это Луи Николя Клерамбо (1676–1749) — современник И. С. Баха, придворный музыкант Людовика XIV, и Луи Куперен (1626–1661) — первый значительный представитель известной музыкальной династии Куперенов. Луи Куперен был необыкновенно изобретательным композитором, вдохнул новую жизнь в традиционные формы. Рано ушёл из жизни, не успев опубликовать свои сочинения, которые сохранились лишь в манускриптах. Органная музыка Луи Куперена оставалась неизвестной на протяжении нескольких сотен лет и была открыта лишь в 1950-х годах.

Александр Хмарный — органист Донецкой государственной академической филармонии. В 2014 году окончил Одесскую национальную музыкальную академию имени А. В. Неждановой по специальностям фортепиано и орган. Исполнитель имеет обширный репертуар органной музыки разных тысячелетий, от эпохи барокко до современности. Его игру отличает яркая образность и глубокое понимание стиля. Органист сотрудничает с ведущими солистами и коллективами Донецкой филармонии, приглашая в свои концертные программы. Принимал участие в международных музыкальных фестивалях, включая Международный фестиваль органного искусства «Донецкая осень» и Международный джазовый фестиваль «Джаз-форум». Александр Хмарный — лауреат Международного и Всероссийского конкурсов. В 2020 году стал лауреатом I степени Всероссийского многожанрового конкурса «Утренняя звезда» (г. Санкт-Петербург). В октябре 2022 года в составе ансамбля с Е. Малёванной (флейта) и А. Русановой (арфа) стал обладателем Гран-при в Международном конкурсе культуры и искусств «Таланты России» (Москва).

В программе:

I отделение
Иоганн Адам Райнкен — Токката G-dur
Я. П. Свелинк — Фантазия «Эхо». Прелюдия F-dur
Дж. Фрескобальди — Токката g-moll. Aria detto Balletto
Д. Букстехуде — Хорал «Nun komm der Heiden Heiland» BuxWV 211. Прелюдия и фуга D-dur BuxWV 139
Л. Куперен — Чакона

II отделение
Л. Н. Клерамбо — Сюита II тона
Н. Брунс — Прелюдия g-moll
И. С. Бах — Фантазия и фуга c-moll BWV 537
И. Л. Кребс — Токката a-moll
И. Г. Мютель — Фантазия g-moll

В программе возможны изменения.                    

Купить билет Европейское барокко. Александр Хмарный


ВНИМАНИЕ!!!
• В программе мероприятия возможны изменения.
• Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес info@icity.life.